Функция лямбда-зонда на мотоцикле
Многие ошибочно полагают, что на мотоциклах, датчики содержания кислорода - они же лямбда зонды, как и на современных автомобилях, помогают ЭБУ постоянной корректировать состав топливо-воздушной смеси. Однако, в случае с двухколесными, их схема работы более тривиальна и позволяет решать лишь более простые задачи.
Основная задача - это ускорение прогрева катализатора, при запуске на холодную, за счет забеднения топливо-воздушной смеси. При достижении рабочей температуры, забеднение отключается и двигатель начинает работать по основным топливным картам, заложенным в ЭБУ. Никакой пользы для самого двигателя это не несет, есть лишь небольшая польза для окружающей среды, ради которой собственно и производители вынуждены применять подобные решения.
Езда в таком режиме: на не прогретом двигателе и забедненной смеси, которая меньше отводит тепло, все же может наносить двигателю определенный вред за счет локальных перегревов. Поэтому при наличии лямбда-зонда, все же рекомендуется, перед началом движения, тщательнее прогревать мотоцикл.
В каких случаях необходимо отключение
Первая причина - это удаление катализатора, либо установка выпускных систем где катализатора нет в принципе, и/или нет отверстия под сам лямбда-зонд. В таких случаях наличие штатного датчика становится бесполезным.
Однако ЭБУ мотоцикла воспринимает его отсутствие как ошибку и, как правило, сигнализирует об этом через приборную панель. Устраняется данная ошибка путем установки "обманок", которые имитируют наличие лямбды, либо отключением самой проверки путем перепрошивки блока управления.
Так же отключение родной "узкополосной" лямбды требуется при настройке состава смеси через стороннюю "широкополосную", во время настройки на диностенде, либо на ходу. Чтобы первая не мешала вносить корректировки, отслеживаемые второй.
Итог
Уже существуют модели мотоциклов, такие как например BMW S1000RR, которые имеют несколько лямбда-зондов, с более сложной схемой работы и диапазоном задач.
Однако, примерно в 95% случаев, датчик кислорода лишь выполняет функцию по снижению вредных выбросов и может быть отключен, без вреда, и даже наборот, с небольшой пользой для двигателя. Польза эта заключается в том, что мотоцикл перестает работать на забедненной смеси при прогреве.