Концевик сцепления

Почему он важен?

Практически на всех современных мотоциклах с не автоматическим переключением передач, под рычагом сцепления имеется так называемый "концевик" - переключатель который замыкает пару проводов идущик к нему, в момент, когда сцепление выжато. Параллельно с этим, на мотоциклах с электронными блоками управления, в этих самых блоках, обычно содержится не одна, а сразу несколько таблиц (карт) каждой категории под разные состояния мотоцикла. Одни применяются когда мотоцикл работает без движения - на выжатом сцеплении или нейтральной передаче, а другие соответственно на ходу.

Среди мотоциклистов довольно популярной переделкой является установка не заводских, а так называемых "тюнячих" рычагов тормоза и сцепления. Подобные улучшалки, особенно китайского производства, могут подходить по креплению, однако не иметь вырезов под правильную работу с вышеназванным переключателем.

Это вынуждает владельцев, либо удалять концевик полностью, а провода оставлять при этом болтаться. Либо наоборот, замыкать их между собой, имитируя выжатое состояние. Это особенно популярно в случаях с мотоциклами марки SUZUKI, которые не хотят заводиться без выжатого сцепления.

Побочным эффектом такого тюнинга является то, что для ЭБУ мотоцикла сцепление становится всегда выжатым. И он вместо карт, предназначенных для ездовых передач, начинает использовать карты нейтрали или выжатого сцепления, которые могут существенно отличаться по количеству подаваемого топлива, либо по углам опережения зажигания.

В качестве примера, приведу таблицу различий в картах углов зажигания на Suzuki GSX1000R 2007 года, для нейтральной передачи, которая так же применяется при выжатом сцеплении, и карты для 1 передачи.

Карта нейтрали была наложена поверх карты 1й передачи, а в качестве величин выбраны градусы. Сдвиги в сторону опережения достигают 30 градусов, что вполне может приводить к детонации, а красные завалы в сторону позднего зажигания на низких оборота, и высоких, при полностью открытом газу, наоборот будут ухудшать отдачу от двигателя.

А вот разница в топливных картах для Хаябусы 2008 года.

Так же подсвечена разница, уже в процентах, между картой нейтрали и первой передачи. Здесь видно, что на высоких оборотах количество топлива как на открытом, так и закрытом газу, существенно меньше требуемого. Работа на такой карте будет сопровождаться ухудшением динамики и перегревом двигателя, в связи с забеднением топливнно-воздушной смеси.

В общем, последствия езды на не правильных картах могуть быть, как незначительными - потеря динамики и повышенный расход топлива, так и более ощутимыми - прогар клапанов или разрушение двигателя в результате детонации. Особенно вероятны такие последствия при наличии дополнительных изменений на впуске и выпуске, нулевики, прямотоки и прочее.

Поэтому правильную работу этих контактов тоже обязательно нужно учитывать, при внесении изменений в мотоцикл. А если без тюнячих рычагов никак, одно из решений - это заменить содержимое используемых карт путем перепрошивки.