Особенности заводской прошивки
Производители мотоциклов вынуждены ориентироваться на среднестатистических водителей, бензин среднего качества, а так же, на постоянно растущие требования экологов. Поэтому, современный, сошедший с конвейера мотоцикл, даже в своем "полносильном" заводском исполнении, имеет некоторый набор программных ограничений и экологических дополнений.
Программные могут выражаться например в ограничениях возможостей двигателя на первых передачах, либо в определенных диапазонах работы двигателя, путем прикрытия электронных дросселей и/или сдвигом углов зажигания.
В качестве приммера рассмотрим сравнительную таблица углов опережения зажигания на Suzuki GSX1000R K7 на 1 и 5 передачах.
В режиме частично открытого дросселя, от 7 до 25%, в диапазоне до 8500 оборотов, на первых передачах углы опережения зажигания довольно сильно завалены вперед, от 5 до 20 градусов, чтобы сделать поведение мотоцикла более покладистым.
К экологическим дополнениям можно отнести системы дожига выхлопных газов PAIR/AIS, узкополосные лямбда зонды, частично, системы EXUP, которые, в теории, призваны уменьшить токсичность и шумность выхлопа.
Но зачастую, по факту, являются просто галочкой в спецификации, для того чтобы отстали экологи. Например на первых инжекторных версиях Suzuki SV650, лямбда зонд не выполнял совершенно никакой функции, и даже при его отключении, мотоцикл не выдавал ошибку. Либо еще один хороший пример - это клапан EXUP на Yamaha FZ1, имеющийся на бумаге и никогда не работающий по факту.
Так же, к современным экологическим трэндам можно отнести повышение рабочих температур двигателей. Если в 90х и более ранних годах, за счет термостатов и тепмператур срабатывания вентиляторов, двигателям задавался температурный режим в районе 90-100 градусов, то сейчас этот режим сдвинулся до 105-110. Это обеспечивает более полное сгорание топлива, и работу с меньшим трением за счет более жидкого масла, однако не лучшим образом сказывается на ресурсе двигателя, способствует отложению нагара и предъявляет бОльшие требования к качеству масла и бензина.
Еще одна, часто встречающаяся особенность современных инжекторных мотоциклов, это более длительное, чем нужно, прерывание подачи топлива при закрытии газа, или так называемый "FUEL CUT". Проблема этой особенности в том, что при быстром, повторном открытии появляется задержка отклика на ручку газа, которая не приносит при езде ничего, кроме неудобств.
Возможные улучшения
Обозначенные выше особенности, поддаются лечению путем внесения изменений в блок управления мотоцикла. Рассмотрим эти изменения по отдельности:
- заботу о безопасности в виде заваленных углов опережения зажигания можно убрать путем использования карт высших передач. Прикрытие вторичных или единственных электронных дросселей тоже без проблем устраняется в соответствующих таблицах.
- при наличии систем дожига PAIR/AIS есть возможность их отключения. Это подволяет скинуть лишние шланги и вес, а так же иногда избавиться от хлопков на прямоточном выпуске.
- установка не штатных коллекторов и глушителей часта связана с необходимостью отключения проверки заводского датчика кислорода и заслонки exup. Эти проверки так же легко устранимы в процессе прошивки.
- если пороги срабатывания вентиляторов охлаждения поддаются настройке через блок управления, то он обычно смещается на 5 градусов вниз, для работы двигателя в более щядящем режиме.
- опция "FUEL CUT", довольно сильно раздражающая многих тоже зачастую поддается отключению
Прочие возможности
Помимо самых популярных изменений, на отдельных моделях встречается возможность настройки более продвинутых опций, таких как:
- поведение электронных заслонок при закрытии ручки газа
- имитация карбюраторного "ускорительного насоса", добавление процента топлива при резких открытиях газа
- регулировка сопротивления и отключение штатного демпфера руля
- сдвиг оборотов отсечк
- настройки работы квикшифтера
- режимы работы двигателя по умолчанию и многое другое.
Список доступных для конкретной модели изменений представлен на соответстующих страницах данного сайта.