В данном случае, речь пойдет про заслонку в коллекторе мотоцикла, функционально похожую на дроссельную заслонкую на впуске. Приводится в движение она как правило, посредством тросов, сервоприводом, управляют которым мозги мотоцикла.
У каждого производителя есть для нее своя аббревиатура.
- SET (Suzuki Exhaust Tuning)
- H-VIX (Honda Variable Intake/Exhaust)
- Но самое популярное название EXUP (Exhaust Ultimate Power Valve) застолбила Yamaha, так как первая начала их внедрять. Его и будем использовать.
Теоретический смысл
Немного углубимся в газодинамику и рассмотрим абстрактный высокофорсированный мотор с широкими фазами ГРМ.
В режиме низких и частично средних оборотов, на таком двигателе, летящие из цилиндра по трубе коллектора выхлопные газы, будут увлекать за собой входящий поток топливо воздушной смеси, пока и выпускные и впускные клапаны остаются одновременно открытыми, в состоянии "перекрытия клапанов". При этом, наполнение цилиндра этой самой смесью, будет не таким полным, как могло бы быть, что ощущается как ухудшение тяги и описывается как "провал на низах". Чтобы притормозить поток выхлопных газов и снизить данный побочный эффект, производители и пытаются применять подобные системы, однако в большей степени не, из за этого.
Побочными эффектами подобных решений является лучшее догорание топливо-воздушной смеси в коллекторе и снижение шумности выхлопа. Эти "плюсы" очень радуют экологические и дорожние инстанции, которые в итоге решают, допускать модель мотоцикла на дороги общего пользования или нет.
Что имеем по факту
Так как обычно, удадение EXUP связано с установкой раздушенного выхлопа в виде банки или полной замены коллектора, зачастую, как ни странно, отдача мотора увеличивается во всем диапазоне оборотов. Хотя в теории, при отсутствии заслонки, должна на низких оборотах падать.
В качестве примера - график мощности Yamaha MT-10 до и после доработок, в том числе и удаления EXUP.
Связано это с тем, что наполнение цилиндров в совокупности, зависит от фаз газораспределения и прочих мелких факторов, и EXUP в этом играет далеко не решающую роль. Бывает и так, что отдача мотора на низких оборотах все же ухудшается, однако это компенсируется существенно большей прибавкой на высоких. Случается, что провал становится сильно ощутимым, однако его как правило, удается устранить или свести к минимуму путем перенастройки блока управления.
Все же практика и наблюдения показывают, что основная цель установки EXUP-заслонок на современных мотоциклах - это снижение шумности на низких и холостых оборотах, а так же уменьшение токсичности выхлопных газов. Зачастую, никакого существенного положительного влияния на отдачу мотора она не оказывает, и может быть без ощутимых потерь устранена.
В подтверждение, можно привести пример модели Yamaha XV1900, с максимально низовым двигателем, на который производитель все равно лепит эту заслонку. С точки зрения улучшения тяги смысла в этом нет никакого, и без нее мотоцикл едет только лучше.
Еще один популярный и абсурдный пример - это EXUP на FZ1, который номинально присутствует на мотоцикле, но в действительности никогда не работает на ходу. Производитель просто, в самый последний момент решил отрубить сигналы управления сервоприводом, оставив при этом даже карты его работы.
Так же стоит отметить, что данный механизм, вследствии своего расположения, не будет отличаться надежностью. Наличие влаги от дороги и тепла от коллектора создают идеальные условия для его коррозии и закисания, что обычно ведет к проблемам с троссами и сервоприводом.
Итог
За редкими исключениями, современные мотоциклы прекрасно работают без EXUP-оподобных заслонок.
При отсутствии подключенного сервопривода заслонки, ЭБУ мотоцикла как правило выдает ошибку. Избежать ее можно оставив привод на месте и скинув лишь тросы, либо отключив проверку его наличия, при перепрошивке блока управления.